О проекте

Проект «Социальная карта москвича» стартовал с эксперимента в 2001 году. Началу проекта предшествовала подготовка первичной (стартовой) инфраструктуры для возможности оказания различных услуг с использованием карт, решение организационных вопросов.

Проект «Социальная карта москвича» основывается на следующих принципах:

  • использование механизмов государственно-частного партнерства и сохранения ранее произведенных инвестиций;
  • обеспечение доступности и удобства получения гражданами услуг, связанных с социальным и медицинским обеспечением населения и предоставлением мер социальной поддержки, а также государственных услуг, как с использованием социальной карты, так и без ее наличия;
  • использование юридически значимого информационного взаимодействия;
  • обеспечение выпуска социальной карты в режиме «одного окна» ;
  • использование безбланковой технологии при выпуске карт;
  • использование социальной карты как набора идентификаторов для доступа к услугам различных систем;
  • единый механизм нумерации социальных карт и открытость общедоступных данных на социальной карте с целью создания условий для неограниченного числа предприятий и организаций, готовых предоставлять услуги с использованием социальной карты москвича;
  • использование опыта и действующих технологических решений Федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов, а также кредитных организаций, имеющих опыт работы с пластиковыми картами;
  • максимальное использование стандартных решений;
  • преемственность, модульность, адекватность технических решений;
  • максимальное использование продукции российских предприятий, соответствующей стандартам и спецификациям.
  • Успешной реализации проекта способствовали правильно поставленные задачи и расставленные приоритеты со стороны московского правительства, а также эффективная система управления и контроля. Методическое проведение комплекса мер, направленных на разработку необходимого нормативно-правового, организационного обеспечения и техническая политика позволили максимально эффективно использовать имеющиеся информационные системы и ресурсы, а также существующие стандарты и технологии, которые позволили обеспечить возможность использовать социальную карту как «ключ» доступа к информационным системам и идентификатора для учета. Проект реализуется в рамках действующего законодательства.

    С учетом того, что в проекте участвуют и взаимодействуют информационные системы, которые создавались в разное время, на разных платформах и содержащие различные данные при проектировании и реализации системы, был заложен принцип интероперабельности, позволяющий обеспечить их взаимодействие на основе административных регламентов.

    Функции государственных заказчиков мероприятий, выполняемых в рамках проекта «Социальная карта москвича», осуществляют: Департамент информационных технологий города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

    При реализации проекта «Социальная карта москвича» создание объектов инфраструктуры для обслуживания граждан производилось в основном за счет внебюджетных источников (средства: Банка Москвы, Московской и Октябрьской железных дорог, Московского метрополитена, Мосгортранса, предприятий торговли).

    Созданная общегородская интегрированная информационная (автоматизированная) система учета с использованием пластиковых карт (ОИАС ЕРСЛ) имеет в своем составе основной и резервный (удаленный) центры обработки и хранения информации, обеспечивая требуемый уровень надежности функционирования и сохранности данных. Унификация технических и технологических решений обеспечивается на системном уровне и базируется на унифицированной нормативно-справочной информации и технологии внесения данных, наличием идентичных интерфейсов, единой технологической платформой, а также единым принципом распределения памяти и идентификации данных. В качестве интеграционной составляющей для использования карты как «электронного ключа» для информационных систем был разработан алгоритм формирования серии и номера карты и идентификатора записи данных о гражданах в базе данных. Формат и правила формирования номера и серии социальной карты были разработаны исходя из имевшегося опыта по созданию аналогичных идентификаторов в МГФОМС, при этом разрядность регистрационного социального номера была определена исходя из прогноза рождаемости и количества населения в регионе.

    В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных документов уполномоченных органов проводятся мероприятия по защите персональных данных.

    Законом города Москвы от 3 ноября 2004 года № 70 ЕРСЛ присвоен статус официального источника городской информации. ЕРСЛ приравнивается к государственной информационной системе.

    Процесс оформления и получения карт для граждан налажен в режиме « одного окна», соблюдаются принципы заявительности и добровольности, сами карты выдаются бесплатно. Анкеты заявки заполняются либо от руки (студенты и учащиеся), либо автоматизировано, с использованием данных информационных учетных систем органов социальной защиты и городского центра жилищных субсидий. Данные анкет-заявок заверяются уполномоченными работниками. Карты изготавливаются по безбланковой технологии исключительно на основании письменного заявления или автоматически (для лиц находящихся на учете в органах социальной защиты населения) и перевыпускаются за два месяца до окончания срока действия предыдущей карты.

    Сегодняшняя целевая аудитория пользователей результатами проекта превышает 6,5 млн. человек - это граждане, состоящие на учете в органах социальной защиты населения города Москвы, студенты ВУЗов и техникумов, учащиеся других образовательных учреждений, жители Москвы, получающие жилищные субсидии или пособия по беременности и рождению ребенка, жители Московской области, имеющие право на бесплатный проезд в общественном транспорте города Москвы. За время реализации проекта в обращение выпущено более 8,3 млн. карт для жителей Москвы и 2,1 млн. для жителей Московской области. На сегодняшний день более 4,5 миллионов москвичей имеют социальную карту москвича. В городе сформирована сеть по оформлению заявлений на выдачу социальной карты москвича, состоящая из 315 пунктов обслуживания населения.

    Различные категории населения, имеющие социальные карты москвича, могут получить скидки на товары и услуги более чем в 3000 торгово-сервисных предприятиях расположенных на территории города. Это аптеки, пункты бытовых услуг, автозаправочные станции, продуктовые магазины, центры по услугам страхования, предприятия общественного питания, медицинские учреждения, автосалоны и другие. Работы по привлечению торгово-сервисных предприятий города Москвы к дисконтному обслуживанию держателей социальных карт проводятся во всех Административных округах города.

    377 лечебно профилактических учреждений оборудованы специальными устройствами, позволяющими принимать социальную карту наравне с полисом обязательного медицинского страхования, что позволяет существенно сократить время записи пациента к врачу и снизить количество ошибок.

    В московском регионе более 12 тысяч единиц подвижного состава наземного транспорта оборудованы устройствами для учета и оказания услуг с использованием социальных карт. Все остановочные пункты пригородного железнодорожного транспорта и станции московского метрополитена обеспечивают учет и оказание услуг с использованием социальных карт жителям московского региона. При этом транспортные системы реализованы для обслуживания всех категорий пассажиров.